Четверг, 16.01.2025, 22:01Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Сайт логопедов ГБОУ СОШ № 2 с Обшаровка.
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Здесь можно найти подборку стихов для  логопедических упражнений и описание самих упражнений.
     

                  

                      

    Налью в чашечку котенку (1)
    Молочко, молочко.
    Он начнет лакать в сторонке (2)
    Молочко язычком.
    Служит ложечкой котенку (1)
    Язычок, язычок.
    И дрожит хвостик тонкий,
    И вздыхает бочок.
    А когда закончит ужин
    Наш усатый чудак,
    Зная, что быть чистым нужно,
    Умывается так:
    Он оближет свои губки, (3)
    А потом - еще раз,
    Чисто вымоет шубку (4)
    Язычком, а подчас
    Лапой мордочку моет -
    Как мочалкой скоблит.
    "Мурр!" - мне скажет с любовью:
    "Все, спасибо: я сыт! " 

    (1) - "Чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
    (2) - "Котенок": имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот".
    (3): облизываем по кругу губы.
    (4): имитируем вылизывание котенком шерстки. 

    * * * 

    Наварила Катя кашки:
    Подставляйте, куклы, чашки!
    Чашка - Саше, чашка - Маше, (1)
    Эта чашечка - Наташе
    И пол-чашки - Валеньке,
    Кукле самой маленькой.
    Эта - зайке, эта - мишке,
    Буратино-шалунишке.
    Буратино, сядь, как взрослый! (2)
    Кушай ложкой, а не носом!
    Кто все быстро сможет скушать,
    Тот пирог получит с грушей.
    Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
    Быстро съели все до крошки! 

    (1) - "Чашечка".
    (2) - "Ложечка": язычок становится более узким и длинным.
    (3): широко открываем и закрываем рот). 

    * * * 

    Еле маленький грибок
    Через мох пробиться смог.
    Целый день он подрастал,
    К вечеру огромным стал.
    Нас увидев, удивился,
    И, подумав, поклонился:
    Шляпку снял и выгнул спинку:
    - Не возьмете ли в корзинку?!

    Упражнение "Грибок": язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка. 

    * * * 

    А теперь - смотри, смотри -
    Мы с тобой - богатыри:
    Рухнул старый-старый дом -
    Мы поднимем крышу в нем.

    Упражнение "Грибок". 

    * * * 

    Ветер в трубочку свернул
    Листик, в дудочку подул:
    Песенка - дыханье ветра -
    Зазвенела... где-то, где-то,
    Там, за синими лесами
    Обернулась парусами.
    Морской ветер - старший брат -
    Этой песенке так рад! -
    Щеки надувает,
    Парус наполняет:
    Облака-кораблики -
    Белые журавлики -
    Снова за леса плывут -
    С моря дождики везут.

    Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем. 

    * * * 

    - Эй, зайчонок, серый зайка,
    Мне сыграй на балалайке!
    Подыграй, а я спою
    Песню лучшую мою!

    Зайка серый разыгрался,
    Зайка очень постарался,
    Балалаечка звенела,
    Белка рыженькая пела.

    - Ты устал? Ну, отдохни
    И опять играть начни.
    Молодчина, зайка!
    Вот так балалайка!

    Упражнение "Балалайка": напряженную верхнюю губу раздражаем языком. 
                           

    Кто в лесу стучит, стучит?
    - Дятел дерево долбит:
    - Д-д-д-д-д-д-ды,
    Нелегки мои труды:
    Я не просто так стучу -
    Это дерево лечу:
    Под корой - жучков ходы,
    Д-д-д-д-д-д-ды.

    Упражнение "Дятел": "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах. 

    * * *

    Гусь поспорил с индюком:
    "Птичник, чей же это дом?"
    Гусь шипит: "Да ты малыш!
    Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"
    А индюк: "Бл-бл-бл-бла!
    У тебя нет ни кола!
    Всем понятно: птичник - мой!
    Я иду к себе домой!"
    Воробьи взлетают с крыш,
    Испугавшись: "Ш-ш-ш!"
    И бегут на край села
    Уточки от "Бл-бл-бла!"...
    Ты пугать умеешь, друг,
    И как гусь, и как индюк?
    Нас немного посмеши:
    Двух задир нам покажи!

    Упражнение "Гусь": шипим - дуем на язык, подняв его к небу.
    Упражнение "Индюк": широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: "Бл-бл-бл". 

    * * *

    Львенок учится рычать,
    Очень хочет "Рррр!" сказать.
    Мордочку свою задрав,
    Хочет - "Рррр!", выходит: "Мяв!"

    Как он стать львом грозным сможет?
    Мы с тобой ему поможем!
    Трактор - синий богатырь - 
    Как мотор заводит? - Тррр!

    Молния сверкает! Гром!
    Мы его не пустим в дом -
    Крыша прочная! Нет дыр!
    Пусть себе ворчит: - Гррр! Грррр!

    Берег речки. Гладь воды.
    Слышно катер: "Ды-ды-ды".
    Вот подходит пассажир - 
    Катерок взревет: "Дрррр! Дрррр!"

    Львенок маленький старался,
    Львенок долго упражнялся.
    Он, как папа, на весь мир
    Скажет громко, звонко: "Ррррр!"

    Учимся "рычать": тренируемся произносить "Р". 

    * * *

    Как-то раз решил свой домик
    Привести в порядок гномик:
    Краску, кисточку нашел - 
    Потолок белить пошел.
    Кисточка: назад - вперед, - (1)
    Еще краску гном берет,
    Красит вновь: вперед - назад.
    Как красиво! Гномик рад.

    Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
    Выметает паутину
    И в углу, и на комоде:
    - Пауки пусть в сад уходят!
    Сверху - все. Спускаюсь вниз.
    Ну, грязюка, берегись!

    Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
    - Влево-вправо! - моет стенку:
    - Вправо-влево! - вновь и снова.
    Дом сияет, словно новый!

    Положил половичок (3)
    На забор наш старичок:
    - Пыль стряхну с него раз пять -
    На пол постелю опять.

    Вымыт пол. Приятно в доме.
    И решил усталый гномик:
    - Заслужил я угощенье -
    Чай малиновый. С вареньем! 

    (1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
    (2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
    (3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на губе широкий ("стряхиваем пыль"). 

    * * *

    Во дворе стоят качели.
    Вы качались? В самом деле?
    Ну-ка, заинька, садись:
    Вверх-вниз, вверх-вниз!

    Вот лисичка: 
    - Стойте! Дайте!
    Меня тоже покачайте!
    Что ж, исполним твой каприз:
    Вверх-вниз, вверх-вниз!

    Ох, качели косолапый
    Останавливает лапой:
    - Я качаюсь! Берегись!
    Вверх-вниз, вверх-вниз!

    Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз. 

    * * *

    Едет к бабушке Егорка: (1)
    Забирается на горку, (2)
    После горки - вновь низина. (3)
    Речка... Мостик выгнул спину. (2)
    Дальше ровная дорожка. (3)
    Брызнул дождь - чуть-чуть, немножко.
    В небе радуга проснулась,
    Над дорожкой изогнулась. (2)

    (1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
    (2): выгнуть "спинку" языка.
    (3): опустить язычок. 

    * * *

    Серый волк под старой елкой
    Два часа зубами щелкал.
    Широко рот открывал,
    Но зайчишку не поймал.

    Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот. 

    * * *

    Слоненок и зебра

    В зоопарке жарко-жарко.
    Как слоненку зебру жалко! -
    Солнце жарит целый день,
    Бесполезна даже тень.
    Бедной зебре очень плохо!
    Только слон не будет охать:
    В пруд свой хобот опускает - (1)
    Воду до-о-олго набирает.
    Хобот - вверх: теперь дуть надо. (2)
    - Дождь! - ах, как же зебра рада!

    (1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
    (2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть. 

    * * *

    У медведя нет корзины - (1)
    Собирает в рот малину. (2)

    (1): рот широко открыть и закрыть.
    (2): плотно сжать губы. 

    * * *

    Рыбка

    Не наживка - без крючка
    Рыбке дали червячка.
    Рыбка радуется: "О-о-о!
    Я, пожалуй, съем его!"

    Упражнение "Рыбка": округляем губы, делаем захватывающее движение губами. 

    * * *

    Слоненок

    Посмотрите на слоненка:
    Хобот длинный у ребенка!
    - А я так умею тоже! -
    Маме говорит Сережа.
    Губы трубочкой свернул
    И вперед как потянул!
    - Посмотрите, как хорош! -
    Я на слоника похож! 

    Упражнение "Хоботок": сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5. 

    * * *

    Бурундук

    Бурундук, нас встретив, в спешке
    Прячет за щекой орешки -
    Щечка стала, словно мяч!
    - Покажи, что там, не прячь!
    Злится бурундук в ответ:
    - Ничего за щечкой нет - 
    Видишь, тонкая какая.
    - Видим - круглая другая.
    Ты в секрете не держи -
    Что за щечкой? Покажи!
    - И за этой пусто тоже! -
    Бурундук всерьез встревожен,
    Он орешки взад-вперед
    Перекатывает: - Вот!
    Здесь их нет, и здесь их нет!
    Мы достали свой обед:
    - Не тревожься и не злись!
    На морковку - угостись!
    Мы пойдем - нас ждет медвежка...
    - Эй, ребята! Там - орешки.

    Упражнение "Перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. 

    * * *

    Пони

    Сбоку - дорожка, а в центре - лужок.
    Маленький пони, мой добрый дружок,
    Снова и снова катает ребят:
    Слышишь, копыта стучат и стучат.

    Раз поиграть он со мною не может,
    Стану как будто лошадкою тоже:
    Словно копыта, звучит язычок:
    - Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

    Упражнение "Лошадка": улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. 

    * * *

    Леденец от щечки к щечке
    Перекатывает дочка.
    Не спешит, не разгрызает:
    Пусть подольше он не тает!

    Упражнение "Перекатываем орешки". 

    * * *

    Мы с тобой когда проснемся,
    Сразу солнцу улыбнемся!

    Упражнение "Улыбка": удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.